При устройстве на работу таксистом человеку предлагают оформить ИП, почему же это необходимо?
Люди думают, что, устраиваясь на работу в такси, достаточно предъявить удостоверение и иметь стаж вождения. Взамен фирма предложит комфортные условия :
– Что потребуется человеку, желающему устроиться работать таксистом?
– Транспортные компании занимаются приёмом работников, их официальным оформлением и выплачивают сотрудникам заработную плату. Эти компании также несут ответственность за качество услуг, предоставляемых населению страны. Обычно они работают через известные сервисы – Uber, Яндекс.Такси и обычные службы такси.
Согласно Закону Республики Беларусь человек, устраивающийся на работу таксистом обязан иметь стаж вождения свыше двух лет. У нашей компании требования чуть строже – минимум три года опыта вождения. Соискатель также обязан показать документ, подтверждающий проведение техосмотра автомобиля, а также справку, дающую право на вождение машины. По требованию потенциальные работники предъявляют другие документы и проходят личное собеседование для трудоустройства.
– Как на собеседовании отбирают людей, которые будут иметь возможность работать в такси?
– Менеджер по подбору персонала непосредственно общается с соискателем. Он даёт анкету для заполнения, учитывает стаж вождения и другие основополагающие критерии, интересуется тем, насколько сильно человек хочет здесь работать. Ведь часто работа в такси – не основное место занятости, и не все готовы уделять этой работе много сил и времени.
Если во время собеседования менеджер заметит, что соискатель не подходит под требования, ведёт себя неадекватно или имеет пагубные привычки, влияющие на качество работы, то в должности человеку откажут. Ведь перевозчику потом отвечать за действия такого сотрудника.
Не редко водители наносят урон работодателю, вопреки всем попыткам компании обезопасить себя. Работникам такси часто дают автомобиль для работы, а они обращаются с ним плохо – прокуривают салон, проливают жидкости, и абсолютно не ухаживают за машиной. Многие из них даже водят менее аккуратно, не переживая о подвеске или двигателе, ведь не им платить за ремонт в случае технической поломки. А ведь транспортное средство в данном случае – это рабочий инструмент, который стоит больших денег.
Перевозчики с многолетним стажем работы стараются обезопасить себя от таких работничков и помочь остальным. Для этого транспортными компаниями ведётся единая база на специализированном сайте, где указываются данные всех неблагополучных и недобросовестных таксистов.
– Как убедиться, что транспортная компания надёжна?
– Читая отзывы. Крупных компаний сейчас мало. И лучше идти к тем, кто работает официально и платит налоги, то есть у них всё легально.
В ряде случаев сами водители осознанно идут на риск, не понимая, какие могут быть последствия. Когда человек устраивается на работу, ему сразу говорят об официальном трудоустройстве и всех вытекающих последствиях – уплата налога, взносы в Фонд социальной защиты, страхование, регулярные медицинские осмотры. А от соискателя требуют, чтобы он ответственно относился к работе, выполнял правила техники безопасности, соблюдал законы, работая с деньгами через кассовый аппарат, был дисциплинирован. Жесткие условия работодателя обусловлены тем, что работать в рамках закона, содержать полноценный штат, помещение, да ещё и следить за каждым водителем тяжело и затратно.
Но водители не понимают этого, и только возмущаются в ответ на законные требования. Они не хотят платить налоги, работать в полную силу, и предпочитают устроиться по знакомству в неофициальную контору, где зарплата больше, а требований меньше. А вот то, что ИП может пропасть в любой день, они забывают.
Перевозчик не случайно выдвигает такие требования. Он, как и водитель, тоже хочет зарабатывать много, а тратить мало. Но не все понимают, на какие идут риски, и чем грозит нелегальная деятельность. Некоторые перевозчики умудряются даже нанимать людей через мессенджеры или социальные сети. Ну и что это за работа?
– Как водителю оплачивают его труд?
– Вариант выплаты зависит от места трудоустройства. Есть разные формы взаимодействия работник-работодатель, и здесь всё очень индивидуально.
– Что лучше для работы – арендовать машину или брать свою?
– Со стороны финансовой выгоды лучше собственный автомобиль. Ведь за аренду машины придётся платить ежемесячно – это дополнительные траты. И даже если перевозчик предоставляет машину, он удерживает часть средств, которая уходит на её обслуживание.
– Почему во время устройства в такси водителю предлагают зарегистрировать ИП?
Закон запрещает физическим лицам самостоятельно работать с электронными информационными системами и диспетчерскими центрами. Но это только в Беларуси, в России таксисты способны самостоятельно работать с соблюдением правил и уплатой налогов. У нас же законодательством такая возможность не предусмотрена. Поэтому водителям и предлагают оформить ИП. Человек становится сам себе хозяином: лично платит налоги и страховку на пассажирские перевозки, устанавливает и регистрирует кассу, ставит в автомобиль таксометр, заполняет декларации, может даже нанимать работников. Оформление ИП позволяет ему заключать договора для сотрудничества с сервисами такси в качестве юр. лица. По такому алгоритму работает Яндекс.Такси. У них обязательно заключение письменного договора, и только после человеку дают возможность брать заказы.
Без договоров работают некоторые российские перевозчики, например, «Максим». Таксисту ничего не нужно делать, кроме как зарегистрироваться в базе, получить заказ, а после оплатить комиссию за предоставление услуги сервисом. Но тогда таксист занимается незаконной деятельностью, и всю ответственность за свои поступки несёт лично. По моему мнению это желание быстро и легко заработать, плюс незнание юридических норм и законов.
– А как отслеживаются «неофициальные» таксисты?
– Транспортные и налоговые инспекции берут таких водителей во время «контрольной закупки». Найти такой сервис в Минске трудно, а вот в области подобных такси не мало.
– На что жалуются пассажиры, а на что сами водители?
– Основная проблема сейчас – это то, что в автомобиле не предусмотрено детское кресло. По факту таксист имеет право перевозить ребёнка без специального оборудования. Но так как в сфере перевозок пассажиров ситуация несколько непонятна (есть обычные такси, есть услуга аренды машины и водителя, а есть сервисы), то и возникают проблемы. Таксист попросту опасается, что его могут оштрафовать за перевоз ребенка без кресла, и поэтому предпочитает отказаться от заказа, если видит семью с ребенком. Но сервисы находят решение этой проблемы. Они просто ставят более высокую цену за авто с детским креслом.
Пассажиры на отсутствие детских кресел также иногда подают жалобы, ведь для них важна безопасность и комфорт ребёнка. Второй по популярности жалобой от них является неаккуратное вождение.
Сами водители чаще всего жалуются на неадекватных пассажиров, которые ведут себя буйно, портят салон, отказываются платить за проезд или просто всё время возмущаются по мелочам.
– Как быть водителю, если пассажир не хочет или не может оплатить проезд?
– Можно подать письменное заявление на пассажира в милицию, но это при условии, что водитель зарегистрирован как ИП. Если водитель трудоустроен в транспортную компанию, то она берёт на себя все моменты по защите сотрудника. Была когда-то ситуация, что наш водитель вёз не трезвого пассажира, и тот был попросту не в состоянии заплатить за поездку. Стоимость услуги была 4,5 рубля и можно было не брать денег с человека, а «подарить» ему эту поездку. Однако во время перевозки пассажир умудрился испачкать салон машины настолько, что химчистка обошлась в 50 рублей. По этой причине мы написали заявление от лица компании с требованием возместить ущерб, причинённый нашему работнику.
Если бы таксист работал неофициально, зато в более простой и доходной фирме, то ему пришлось бы самому решать эту ситуацию. Отстаивать его права никто бы не стал, так как они не защищены законом.
– Каков среднемесячный заработок таксиста? Зависит ли размер дохода от компании – крупная она или маленькая?
– На доход водителя не влияют масштабы развитости компании. Если он активно работает, то в месяц получает в районе 2000 рублей. На доход влияет лишь график работы, а также условия, на которые водитель подписался в момент трудоустройства.